Наш опрос | |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
| | |
|
История Чернобыльского края
Староверы и старообрядцы в истории чернобыльского края
На этих территориях, в XVIII веке, нашла прибежище община староверов. В непролазных чащах лесов они построили скиты, где могли беспрепятственно, по старому, молиться своим богам. Даже сейчас, в центральной части зоны отчуждения, можно найти остатки древнего поселения староверов. Оно зовется "Городище". Городище представляет собой участок территории, обнесенный двумя земляными валами. Эти земляные укрепления хорошо идентифицируются и в наше время. В наше время историко-культурных исследований этого поселения не проводилось. Староверы жили и в городе Чернобыль. Так, в книге «Репортажи из Чернобыля» (авторы Илльеш А.В.и Пральников А.Э.) говорится, что во второй половине 17-го столетия в Чернобыле поселились староверы. Позже их секта начала называться «чернобыльской». Глава этой секты, Илларион Петров имел странное прозвище «Коровьи Ножки» и отмечался чрезвычайным фанатизмом. Секта проповедовала быстрое пришествие антихриста и приход конца света. Интересно, что чернобыльские сектанты позже переселились в Австрию (в конце 18-го столетия). Сектанты были приглашены лично австрийским императором Иосифом II, который даже освободил их от налогов на последующие (после переселения) двадцать лет. Староверы, которые остались в Чернобыле несколько позже основали несколько поселений в чернобыльском районе. Замошня, Красиловка, Бычки – это населенные пункты в которых жили староверы до 1986 года. В 1775 году в Чернобыле было основано поселение раскольников – выходцев из Стародубья. Раскольники имели свою церковь в имя св. Филиппа – митрополита Московского. При церкви существовал мужской монастырь. Во время массовых восстаний украинского народа против польской шляхты, которые возникали несколько раз на Правобережной Украине, Чернобыль дважды (в 1747 и 1751 годах) был захвачен отрядами повстанцев, которые жестоко расправлялись с польской шляхтой. Карательные отряды, которые возглавлял пан Мацкевич, огнем и мечем прошелся по всей местности в районе рек Тетерев и Припять. Особенную роль в жизни жителей Чернобыля занимала река Припять. Она была кормилицей. Из-за низкой продуктивности земельных наделов жители Чернобыля преимущественно занимались рыбалкой. Кроме этого заготавливали древесину, торф, а также собирали грибы и ягоды.
Наиболее распространенным занятием полищуков была рыболовля, охота, пчеловодство (бортничество), собирательство. Развивались и народные промыслы и ремесла – гончарное дело, ткачество, обработка дерева, металлургия и обработка железа, обработка кожи, плетение, обработка камня, сукновальный промысел и др. Большие испытания на долю Чернобыля выпали в связи с преследованиями языковая культура, проводилось окатоличивание население, особенно ярко это происходило в период владения городом польской шляхтой. Известно, что в самом Чернобыле в 1600 годе был основан римско-католический костел, а со временем при нем был создан доминиканский монастырь.
Чернобыль иудейский и православный В 1749 году Радомышльская консистория начала строительство в городе Чернобыль первую православную Ильинскую церковь. Строительство деревянной церкви было завершено в 1779 году. В 1873 году деревянная церковь сгорела и на ее месте была построена каменная. Эта церковь существует в городе и сейчас. В ней проводятся богослужения. В Чернобыльской зоне отчуждения существовала Воскресенская церковь, которая была построена в XVIII столетии в селе Толстый Лес. В 1996 году церковь полностью сгорела. Воспоминания о городе Чернобыль существуют даже в истории Франции. В период якобинской диктатуры, уроженка Чернобыля, 26-летняя полька Розалия Любомырская-Ходкевич, 30 июня 1794 года была казнена на гильотине в Париже. Ее обвинили в связях с Марией-Антуанетой и другими членами королевской семьи. Несмотря на то, что середина XVIII столетия в истории Чернобыля была охвачена пламенем народных восстаний, именно в этот период характеризуется существенным культурным и экономическим развитием города. В XIX столетии начало развиваться предпринимательство, появились школы и медицинские учреждения. В 1855 году открылась первая парафиальная школа. Учителем был дьякон. Он обучал детей в собственном доме, поскольку помещения для школы не было. В это время в Чернобыле жило около четырех тысяч евреев, более двух тысяч православных и 600 раскольников. Так же в городе Чернобыль в то время жило около ста римо-католика. В это время в Чернобыле было пять синагог, три православные церкви и костел. В 1880 году в Чернобыле было открыто первую школу на 60 учеников. Школа содержалась за счет родителей учеников.
Одна из первых детальных топографических карт Чернобыльского района. Дата ее создания - 1894 год.
На рубеже XIX-XX столетий в Чернобыле жило около 17 тысяч человек и насчитывалось около 2000 дворов (хотя, надо признать, существуют другие данные о численности населения Чернобыля в то время, например Похилевич указывает цифры в 2 раза меньшие). Одним из уникальных древних сооружений на территории современной Чернобыльской зоны отчуждения, как это отмечалось выше, была Воскресенская церковь в селе Толстый Лес. Воскресенская церковь была построена в 1760 году. Размещалась в центре села. Церковь была деревянной, трехсрубной с пристроенной с запада колокольней. Церковь имела три купола. Центральный купол имел окна освещения, другие купола были глухими. В церкви сбереглась росписи XIX столетия. В 1897 году к бабинцу была пристроена квадратная (в плане), двухъярусная колокольня. Церковь была построена в стиле украинского барокко. После аварии на ЧАЭС и эвакуации населения, церковь была разграблена мародерами. 24 апреля 1996 году, почти через 10 лет после аварии, Воскресенская церковь сгорела. К большому сожалению, этот архитектурный памятник утрачен навсегда...
|
|
|
Воскресенская церковь в селе Толстый Лес (построена в 1760 году). |
Другой ракурс Воскресенской церкви (по материалам Иститута зоологии НАН Украины) |
Записи в церковной книге Воскресенской церкви (в правом нижнем углу видна запись Н.П.Архипова – одного с основателей отечественной радиоэкологии), по материалам сайта Института зоологии НАН Украины |
Одним из наиболее интересных и наименее изученных мест Чернобыльской зоны отчуждения является остатки древнеславянского поселения. На данное время месторасположение этого поселения угадывается по наличию остатков укреплений (земляных валов). Считается, что это древнее поселение относится к милоградской культуре эпохи раннего железа (VII-III столетие до нашей эры). Городище построено на острове посреди непролазных болот. Остатки валов, особенно внешнего вала, очень хорошо идентифицируются и сегодня - даже через две с половиной тысячи лет. Другие историко-культурные объекты Чернобыльской зоны отчуждения и города Чернобыль представлены на фотографиях ниже.
|
|
|
Надгробный камень на остатках еврейского кладбища 19-го века в городе Чернобыль. |
Церковь в селе Красное |
Свято-Ильинская церковь в городе Чернобыль |
Литературные источники:
Ипатьевская летопись. Літопис руський за Іпатьским (Іпатіївським) списком (видання 1908 року). Лътопись по Ипатьевскому списку. Кіевскій лътописный сводъ. В лето 6699 [1191] – в лето 6703[1195]. Говірки Чорнобильської зони // Під редакцією П.Ю.Гриценка. Вид-во “Довіра”. - К. 1996. – 358 С. Давня історія Чорнобиля. Стаття Д.Кулиняка «Таємниці вовчих закутків». – «Політика і культура». 1-7 травня 2001. №16 (99). Омеляшко Р., Маліневська Н. Краєзнавець минулого століття та його праця. – В кн.: Древляни. – Зб. Статей і матеріалів з історії та культури Поліського краю. Лавреній Похилевич. Сказания о населенні местностях Киевской губернии или статистические, исторические и церковные заметки о всех деревнях, селах , местечках и городах в пределах губернии находящихся. Печера М.П. Городище Милоградської культури в Київському Поліссі// Археологія. - 1976. - Вип. 20. - С. 88. Шендрик Н.І. Довідник з археології України. Київська область. - Київ,: Наук. думка, 1977. - 142 с. Балашов Л.С., Францевич Л.І., Шерстюк Н.І. Состояние объектов природно-заповедного фонда в зоне отчуждения. Проблеми Чорнобильської зони відчуження. Вип. 4. - Київ. Наукова думка. 1996.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: vyshgorod (22.02.2009)
|
Просмотров: 678
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |
| | |
|
|