Домашняя география
Личная комната для ребенка — это место, где проходит вся его жизнь, кроме разве что питания и гигиены. Именно поэтому детская — это одновременно и спальня, и кабинет, и гостиная, и игровая, и спортзал, и художественная мастерская, и еще все то, что захотите вы или ваш ребенок. Какая бы крохотная комната ни досталась маленькому человечку, все равно придется подумать о том, как поделить ее на функциональные зоны. Основных таких зон можно выделить три: зона сна и отдыха, зона игр, зона учебы и работы.
Если же детей у вас двое и они проживают вместе в одной детской, ваша святая обязанность — поделить комнату еще и по этому принципу. Единственное, что может быть у юных жильцов общим, — это игровая зона. Разделение на личные «апартаменты» можно сделать и без явных перегородок. Умножьте на два основной набор предметов мебели для жизни: кровать, шкаф, письменный стол. Расположите их в разных концах комнаты, чтобы дети друг другу не мешали. А посередине пусть будет «игровой ковер» — нейтральная полоса на границе двух стран. Некоторые дизайнеры советуют подобрать для детей мебель и текстиль по цвету — каждому свой фирменный оттенок-код. Можно сделать деление на зоны и более очевидным, отгородив спальное или учебное место каждого ребенка шкафом или стеллажом.
В целях экономии места спальную зону (или попросту кровать) можно с успехом спрятать под пол соседней зоны — достаточно этот пол немного приподнять. Если в одной части комнаты вы сделаете подиум с лесенкой высотой 50–60 см, наверху расположите учебное место, а внутрь подиума поместите выдвижную кровать, то вторая часть комнаты останется свободной для отдыха и игры. Другой экономичный вариант — кровать на 2-м этаже (также с лесенкой), а под ней — мини-кабинет.
Комната-личность: «растет» вместе с хозяином
В той же мере как гостиная — это отражение внутреннего мира хозяев дома, так и детская — место, где сходятся все интересы вашего малыша и проявляется его индивидуальность. Психологи считают, что свое собственное мнение есть даже у трехлетних карапузов, и при планировании (или возрастной переделке) интерьера детской нужно обязательно его учитывать. В этом возрасте уже вполне обозначены цветовые пристрастия, вкусы, а также творческие склонности каждого ребенка — к рисованию, конструированию, подвижным играм и т. д. Именно на ребенка нужно ориентироваться, покупая шкафы для игрушек: сколько, какого размера и фасона. С другой стороны, родители должны понимать, что для такого нежного возраста особенно верно утверждение о том, что «бытие определяет сознание». Поэтому ваша задача — оформить комнату так, чтобы ребенок вырос в атмосфере, которую вы считаете полезной для его духовного развития и которая бы не шла вразрез с остальным пространством вашей квартиры. Единственное, что советуют специалисты, — это не увлекаться архитектурными изысками вроде арок, колонн или японских стенных ниш: ребенок все равно не сможет по достоинству их оценить. Гораздо важнее для него мобильность интерьера, то есть возможность хоть иногда что-то менять или переделывать.
Как вы понимаете, комната для грудного малыша и «детская» для подростка — это две принципиально разные комнаты. Если вы много лет живете в одной и той же квартире, «перелицовывать» детскую вам придется как минимум трижды. Когда ребенку 2–3 года, для него важен размер игровой зоны: она должна быть максимально просторной и максимально чистой. Ползая и кувыркаясь, ваше чадо будет проводить здесь большую часть времени. Начиная с 4–6 лет в интерьере появляются предметы из «серьезной» жизни — рабочий стол (пока миниатюрный), книжные шкафы. Кроме того, самое время увеличить активную зону: к примеру, установить спортивный комплекс или качели. Когда же ребенок входит в подростковый возраст (10–15 лет), комната обычно тоже «прощается с детством»: игровая зона полностью исчезает (либо преобразуется в танцевальную), стены отдаются на откуп хозяину (который чаще всего обклеивает их любимыми картинками или постерами), в целом же комната начинает напоминать кабинет или студию.
Что касается мебели, то психологи советуют обязательно соотносить ее размеры с размерами самого ребенка. Она не должна быть слишком громоздкой для малыша и в тоже время — слишком «кукольной» для подросшего чада. Именно поэтому лучше всего сразу подбирать так называемую «растущую» мебель, в которую изначально заложена возможность трансформации (диван раздвигается, у столов и стульев регулируется высота ножек и т. д.).
Строго в беспорядке!
Поскольку раскладывание предметов по полочкам, как и принцип «каждой вещи — свое место», мягко говоря, ребенку не близок, лучше всего позволить ему держать вещи… в беспорядке. А чтобы этот беспорядок не беспокоил окружающих, можно поместить его в выдвижные и прочие (закрытые) ящики. Чем больше их будет в детской, тем больше вероятность того, что многообразные мелкие «сокровища» вашего отпрыска не будут распределены ровным слоем по ковру.
Какие же предметы желательно иметь в детской? Если ребенок еще маленький и ему требуется игровая зона, в комнате необходимо иметь свободный от мебели мягкий ковер, расположенный в хорошо освещенной зоне (например, ближе к окну). Кроме того, ребенку понадобится небольшой стол со стульями, где он сможет рисовать либо что-то мастерить. Неплохо бы иметь специальную доску для рисования мелками или большие листы бумаги на стенах, предназначенные для этих же целей. Прекрасно впишутся в игровую зону детские кресла или надувные диванчики, но то, что действительно необходимо, — это какая-либо система для хранения игрушек: шкаф, стеллаж, комод, корзина, настенные карманы или просто пластиковые ящики «универсального назначения».
|