Модные параметры
Специализирующиеся на рынке строительства маркетологи отмечают: в последнее время популярностью пользуются проекты, позволяющие использовать имеющийся у заказчика участок максимально эффективно. В том числе, и с экономической точки зрения. Так, огромные «замки» уже не популярны — их строительство и эксплуатация требуют колоссальных затрат. Поэтому дорогие проекты «с размахом» уступают место эргономичности. Отсюда — рост спроса на здания площадью 100–150 и 150–200 м2. Такая тенденция больше характерна для городского строительства, чем для загородного дома, особенно если речь идет об историческом центре, где все меньше свободных площадей.
Как правило, если нет возможности расстроиться вширь, дополнительные квадратные метры добываются за счет повышения этажности здания. Тем не менее, все больше проектов подразумевает всего один — два этажа, а спрос на дома с числом этажей больше двух уменьшается. Впрочем, нередко третий этаж заменяет мансарда, особенно если речь идет о деревянном доме.
Используемые в строительстве материалы определяют не только эксплуатационные характеристики здания, но и его образ. Поэтому при разработке проекта особенно важно, чтобы они сочетали в себе функциональность и привлекательность. Глиняный кирпич более соответствует этим требованиям, чем силикатный. Но даже если само здание построено из последнего, для отделки фасада используется облицовочный кирпич, имеющий широкую гамму цветов (от белого до темно-коричневого). Особенно популярны теплые тона — традиционный терракотовый, яично-желтый и т.д. Нередко отделочному кирпичу придается необычная форма, например, закругленная или трапециевидная. А вот кирпичному забору домовладельцы все чаще предпочитают каменную кладку.
Венчающая строение кровля должна обеспечить комфортное проживание не одному поколению владельцев. По-прежнему широко используются битумная, цементно-песчаная и металлочерепица. Все большее распространение получают популярные в Европе кровельная медь и натуральная керамическая черепица.
Пожалуй, единственное, на чем не экономит современный среднестатистический заказчик, это на удобствах. К основным «внутренним» тенденциям относится размещение санузлов на всех этажах здания, наличие автономного пространства для гостей, сокращение площадей, выделяемых под хозяйственные помещения. Последнее, кстати, касается и хозпостроек вне дома.
Подземные гаражи постепенно теряют свою актуальность, тогда как в проектах частных домов все чаще фигурируют пристроенные гаражи или навесы для автомобилей. Вообще, цокольный этаж постепенно теряет свою актуальность, и все реже используется для вспомогательных помещений.
Внешний вид: спиной к прохожим
Похоже, времена претенциозных «дворцов» прошли — практичность царствует даже тогда, когда речь идет о внешнем виде здания. Выбирая проект, заказчик все меньше увлекается архитектурными излишествами. Проекты разрабатываются исходя из нужд владельцев, дизайну отводится вторая, как бы сопутствующая роль. Однако это не означает, что дома, построенные согласно последним тенденциям, однотипны. Всегда найдется место для индивидуальности, и даже оригинальности. Это может быть стиль «a-la домик в Альпах» или фантазия на тему Западной Украины — этнические мотивы все чаще появляются в городской архитектуре. По-прежнему популярно сочетание классических и технократических элементов. Впрочем, владельцы «замков» не бояться прослыть старомодными и умело обыгрывают свои дома, вывешивая «родовой герб» над входными дверями.
К сожалению, большинство примеров современной архитектуры могут оценить лишь домовладельцы и их гости. Как правило, мощные кирпичные или выложенные из камня ограждения полностью скрывает небольшой частный дом от посторонних глаз. Еще одна тенденция — дома, выходящие на улицу глухой стеной. Желание хозяев дома иметь личное пространство и быть защищенными даже от безобидного, казалось бы, любопытства прохожих, понятно. И некоторые из них жертвуют презентабельностью ради психологического комфорта.
Чтобы было красиво
Архитекторы утверждают: построить можно практически любой проект. Главное — какой бы стиль не был выбран — соблюсти гармонию и внести столько деталей, сколько нужно, не больше и не меньше. Отношение к декору, умение использовать его к месту и в нужном количестве является показателем профессионального уровня архитектора. Поэтому в проекте так важно продумать все до мелочей. Какой бы стиль не предпочитал заказчик, существует несколько простых правил, которые помогут получить желаемый результат и избежать неприятных неожиданностей.
Первое касается выбора архитектора. Рекомендации знакомых и внушительное портфолио — еще не гарантия успеха. Важно доверять выбранному архитектору и иметь с ним одно видение результата. Автор проекта должен быть еще и психологом, учитывая личностные особенности будущих жильцов. Ведь дом — это глубоко интимное понятие. Желательно, чтобы работающий над его созданием человек стал если не другом семьи, то хотя бы хорошим знакомым.
Выбрав архитектора, определитесь со степенью своего участия в проекте. Одни заказчики хотят получить готовую «картинку» и построенный по ней дом. Другие хотят приложить руку к каждой детали, но понимают, что с профессионалом получится лучше. Если вы относитесь ко второму варианту, встречайтесь с архитектором как можно чаще и обсуждайте все моменты. Только так, в тесном взаимодействии, вы сможете прийти к искомому варианту.
Дом нужно не только «придумать», но и построить. Очень важно, чтобы автор проекта лично контролировал работу строителей. Идеальный вариант — когда архитектор имеет свою бригаду. В противном случае, возможны «творческие» сюрпризы или, наоборот, недоработки.
Безусловно, в процессе строительства могут — и будут! — возникать поправки. И хотя основные решения желательно принять на этапе проектирования, не стоит игнорировать новые идеи, строго следуя утвержденному плану. Ведь эти смелые, порой неожиданные мысли в последствии и назовут новыми тенденциями
|