«КН»: — Для начала: с чего начинался «Дарынок»?
Олег Коваленко: — Мы открыли свои двери для первых покупателей в феврале 2002 года. «Двери» — это сказано правильно: у нас они были. Так же как были подготовленные торговые места, все необходимые для функционирования торгового центра системы: пожаротушения, вентиляции, электро-, тепло-, водоснабжения и пр. Было полностью оборудовано 2 зала общей площадью 7,5 тыс. м2. Не было только желаемого числа арендаторов и покупателей.
«КН»: — Неужто все было так плохо?
Филипп Шерченков: — Если бы мы тогда так полагали, сейчас бы «Дарынка» не существовало. Это было не столь плохо. Это просто было начало… Да, на момент открытия удадось сдать около 10% торговых мест, один арендатор от другого находились иногда в 20 метрах. И покупателей поначалу оказалось негусто.
«КН»: — Почему так?
О.К.: — Возможно, потому, что место, выбранное для «Дарынка», не было традиционной «обжитой» торговой площадкой — нужно было приучать киевлян приходить к нам, доказывать, что здесь покупать удобно и выгодно.
«КН»: — Наверняка, арендаторы были не в восторге от таких условий?
О.К.: — Теперь можно вспоминать то время с улыбкой, но поначалу на 2 заключенных в день договора иногда приходилось по 3 расторгнутых — такая вот арифметика… Зато те, кто выдержал первые трудности, поверили в перспективность нашего дела, и теперь не разочарованы. А кое-кто из ушедших в первые месяцы — сейчас ожидают возможности занять места на наших площадях.
Ф.Ш.: — Наши отношения с арендаторами прошли несколько этапов развития, прежде чем стать такими, какие они сейчас. В частности, пришлось пережить прямо-таки баталии, убеждая, что четкое деление торгового центра по секциям — благо для покупателей, а значит, в конечном итоге, — и для продавцов.
«КН»: — Каковы технические параметры «Дарынка» сейчас?
О.К.: — Они наращивались постепенно. По мере заполнения торговых мест был открыт третий зал площадью 3200 м2, где смогли разместиться еще 400 продавцов, открывались магазины «красного» и «синего» пассажей, магазины в торцах торговых залов, позже были введены в эксплуатацию магазины на первом и втором этажах фасада. А в конце 2004 года мы открыли двухэтажный 4-й зал — самый большой и современный. Это — еще около 7,5 тыс. м2. Так что сейчас площадь «Дарынка» превышает 22 000 м2. На ней успешно функционирует около 2 тысяч стандартных торговых мест площадью 3,5–4 м2. Кроме того, 36 пассажных магазинов по 18 м2, 10 торцевых магазинов в залах по 30 м2 и около 60 магазинов в новом зале площадью по 12 м2 каждый, часть из которых объединена в одно большое торговое помещение.
«КН»: — Совпадение таких удачных параметров (отдаленность от центра, транспортная развязка, близость к спальным районам) — это случайность, ноу-хау или заимствованная идея?
Ф.Ш.: — С одной стороны, параметры, бесспорно, удачные: конечная станция метро «Лесная», конечная трамвайных маршрутов, в непосредственной близости — крупный город-спутник Бровары, трасса — «ворота Киева» с Московского направления, рядом — автостанция «Дарница» и Лесной массив. С другой стороны — наше месторасположение скрывает и проблемы. В частности, не самый удобный подъезд на личном транспорте, проблемная схема движения по прилегающим улицам (правда, районная администрация уже разработала проект по ее улучшению), наличие на пути от метро к «Дарынку» открытой торговой площадки. Да и от «спальных» районов к «Дарынку» тоже нужно добираться.
Кстати, одним из признаков приближающегося успеха для нас стало обращение представителей нескольких транспортных компаний с просьбой о содействии в организации остановок маршрутного транспорта непосредственно возле нашего Центра торговли.
Что же касается того, случайность это, «ноу-хау» или копирование чужого — какая может быть случайность, когда в проект вкладываются серьезные инвестиции? Ноу-хау — частично — в Киеве такого Центра еще не было. А когда разрабатывалась концепция построения «Дарынка», серьезно исследовался опыт действующих в столице торговых площадок. И, без сомнения, мы использовали зарубежный, в частности, российский, московский опыт. Мы сделали ставку на симбиоз торгового центра и привычного для многих киевлян вещевого рынка: много небольших торговых мест, разнообразие товара, доступные цены, и при этом — удобство для покупателей и продавцов: тепло, широкие проходы, безопасность торговых площадей, уютные примерочные, всегда чистые туалеты (это не менее важно, чем возможность нормально примерить вещь или перекусить в цивилизованных условиях качественной свежей пищей).
О.К.: — Мы уже говорили, что при всем этом в первое время наблюдался дефицит не только арендаторов, но и покупателей — и вправду, кому из желающих приобрести обновку понравится, что работающие торговые места надо разыскивать среди, казалось бы, намертво закрытых? Настоящим праздником для нас был день первого проведенного на «Дарынке» розыгрыша призов для покупателей, когда у нас побывало около 3 тысяч покупателей.
«КН»: — Какова посещаемость «Дарынка» сейчас?
О.К.: — В выходные и предпраздничные дни «Дарынок» обслуживает в зависимости от сезона, погоды и других факторов от 12–15 тыс. до 25–30 тыс. человек в день.
«КН»: — «Дарынок» был построен на месте ранее существовавших зданий. Трудно ли было переформатировать их под центр торговли?
Ф.Ш.: — Да, мы выкупили цеха предприятия, которые многие годы не функционировали и не были должным образом законсервированы. Конечно, были проблемы. Фактически наши помещения отстроены заново: проведены новые коммуникации, укреплены стены и перекрытия (частично — выстроены новые), реконструированы колонны, полы, часть помещений достроена.
«КН»: — Есть ли, по-вашему, аналоги у «Дарынка» в Киеве? Насколько сильна конкуренция в этой области и кто ваши главные конкуренты?
Ф.Ш.: — Мы работаем в торговом пространстве столицы четвертый год. И видим, какими темпами наращивается количество торговых площадей разного типа. Нас пока радует то, что работать в нашем формате — желающих немного. И вправду, занятие это непростое и недешевое. А что касается конкурентов — пусть растут. Это на пользу и нам, и нашим арендаторам, и, главное, нашим покупателям.
«КН»: — Эти покупатели действительно ваши?
О.К.: — На сегодняшний день свой покупатель у нас есть. В этом — привлекательность нашего формата в торговле. Между покупателями и людьми, стоящими за прилавком на «Дарынке» (большая часть из них — владельцы своего бизнеса), уже возник элемент доверия и неформального общения. Расстояние-то от одного до другого — рукой подать… Почти каждый арендатор стремится привлечь к себе круг постоянных покупателей. Для них, по их заказу и ориентируясь на их вкус, они привозят товары из разных точек мира. И это тот уровень сотрудничества, который просто не может возникнуть в обезличенном большом магазине.
«КН»: — А чем еще вы привлекаете покупателей?
О.К.: — Это не секрет. Заняв нишу между традиционным вещевым рынком и «цивилизованным» торговым центром, мы развили преимущества обоих: наличие большого количества качественных товаров разных ценовых категорий, работа без выходных, дополнительные удобства для покупателей: уже упоминавшиеся примерочные, туалеты, кафе быстрого питания, детская комната, детские мероприятия выходного дня. Кроме того, принятое на «Дарынке» с самого начала строгое разделение по товарным группам значительно сокращает время поиска необходимой покупки.
«КН»: — Довольны ли «Дарынком» арендаторы?
О.К.: — Быть хорошим одновременно для всех просто нереально. Но, судя по тому, что уже много месяцев у нас стоит очередь желающих занять новые торговые места, работаем мы неплохо. Конечно, в конце прошлого года арендаторам пришлось несладко. Многие покупатели в период выборов (да и по сей день), вместо того, чтобы побаловать своих близких приятными обновками, стремились сберечь свои накопления «на черный день». Оборот упал. А тут еще непредсказуемые решения наших законодателей в отношении малого бизнеса. Введение фактически задним числом ограничения оборота до 300 тыс. грн. в год, принуждение переходить на общую систему налогообложения, включающую обязательную оплату НДС, значительно снизили конкурентоспособность тех, кто уже начал добиваться успеха в малом бизнесе. А ведь только на «Дарынке» их почти 2 тысячи! Некоторые были вынуждены сократить число своих торговых точек, пересмотреть планы на будущее.
Но, пройдясь сегодня по нашим торговым залам, вы можете убедиться, что здоровый оптимизм у наших людей все же преобладает — люди работают и верят, что государство не откажет в поддержке малому бизнесу.
«КН»: — Полагаете, у «Дарынка» есть перспективы? Каковы тогда ваши планы развития?
Ф.Ш.: — Планов достаточно. И очень разных. Из ближайших — дополнить ассортимент «Дарынка» новыми товарными группами. Так, давно назрела необходимость наладить сотрудничество с хорошим сетевым супермаркетом, начать торговлю крупногабаритными товарами, например мебелью, расширить секцию товаров для дома и домашнего хозяйства. «Дарынок» постарается удержать свои позиции и не разочаровать своих приверженцев. А как получится — судить вам.
|